Home     Тест   Новинки   Пособия  Читальный зал  

 

Карта сайта

Об авторе
Издателю
Интернет-ресурсы

 Фройд

Словарь 

психоаналитических

терминов

Последователи

Россия

Комплекс кастрации

Одно из наиболее первых и неожиданных открытий психоанализа касается придания страху перед кастрацией, то есть боязни поранения или потери гениталий, огромного значения. В кастрационном комплексе мы в определённом смысле видим сумму всех реакций на страх кастрации в том виде, в каком он обычно и переживается детьми. Вначале Фройд считал (1905, в «Трёх очерках по сексуальной теории»), что кастрационный комплекс провоцируется внешними травмирующими угрозами, которые очень часто связаны с запретом на мастурбацию. Но вскоре обнаружилось, что страх кастрации наступает и там, где реально не высказываются никакие угрозы. Под конец Фройд решил, что страх кастрации появляется независимо от угрозы кастрации в результате того, что ребёнок начинает обращать внимание на анатомические различия полов, а именно, на отсутствие пениса у женщин. Хотя у маленькой девочки и не может быть страха кастрации, у неё тоже появляется комплекс кастрации. Первый раз термин «комплекс кастрации» Фройд использовал в «Анализе фобии пятилетнего мальчика», то есть, в истории болезни маленького Ханса (1909). По мнению Фройда комплекс кастрации вместе с эдиповым комплексом в определённом смысле образует фундамент психоаналитической теории.

Различия в комплексах кастрации у мальчика и девочки проявляются в том, что из-за комплекса кастрации эдипов комплекс мальчика разрушается, в то время как эдипов комплекс девочки только и может появиться под воздействием комплекса кастрации. Для мальчиков угроза кастрации однозначно исходит от отца, у девочек же не так-то легко установить лицо, от которого впервые исходит угроза кастрации; обычно девочка чувствует, что лишена пениса матерью. В результате начинающегося доминирования комплекса кастрации ребёнок отказывается от эдипально любимой матери, а этим завершается или устраняется эдипов комплекс. В соответствии с классической психоаналитической теорией на некоторое время девочка находит для себя замещение отсутствующего пениса в клиторе. И как раз в эдиповой фазе Фройд рассматривал девочку как маленького мужчину. Это ясно видно в статье «Инфантильная генитальная структура либидо» (1923), когда фаллическая фаза описывается следующим образом: «На следующей фазе, так называемой инфантильной генитальной организации, существует только мужской орган: или кастрация, или мужские гениталии». Таким образом, в фаллической фазе для обоих полов объект кастрации, фаллос, имеет одинаковое значение. Если для мальчиков кастрация существует как реальная угроза реализации отцовской угрозы, то девочка, завидуя мальчикам,  ощущает отсутствие пениса как свою неполноценность, которую она может отрицать, компенсировать или преодолевать. Комплекс кастрации в качестве невротического следствия может приводить к презрению по отношению к женщинам или к гордости за свой пенис, в результате чего мальчик начинает рассматривать девочек в качестве неполноценных объектов. При некоторых типах невротического развития кастрация может приниматься. Тогда у мальчика будут возникать большие проблемы с мужественностью, а склонность к пассивному подчинению будет вызывать чувство неполноценности. Хотя в этой ситуации может возникнуть и сверхкомпенсация в форме мужественности.

Комплекс кастрации (и его следствие – зависть к пенису) могут приводить маленьких девочек к фантазии, что они или обладают пенисом (фантазируемый пенис), или что, несмотря на происшедшую кастрацию, пенис опять вырастет. У некоторых женщин из-за страха перед менструациями обнаруживается представление о том, что менструации свидетельствуют о осуществлённой ранее кастраци;, невротические женщины часто переживают менструальные кровотечения в рамках комплекса кастрации. Если маленькой девочке не удаётся преодолеть зависть к пенису, то есть, никакого разрешения комплекса кастрации не наступает, то развивается чувство неполноценности. Иногда как защита от этого чувства появляется комплекс мужественности. Таким образом, можно сказать, что в результате признания кастрации мальчик становится женственным, а девочка в результате протеста против неё приобретает мужские черты. Ещё во времена Фройда некоторые авторы рассматривали кастрацию в расширенной форме. Например Штэркке (Stärcke) считал прекращение кормления грудью (отлучение от груди) прообразом кастрации, так как вначале грудь матери воспринимается частью своего тела. Таким образом, речь идёт о символическом равенстве, уравнивающем пенис, грудь и испражнения, так что этот эквивалент пенис-фекалии-ребёнок позволяет говорить о том, что  речь здесь может идти о прообразе кастрации, о «первичной кастрации». Для Отто Ранка первичным переживанием подобного рода была «травма рождения», которая в качестве прообраза всех последующих страхов позволяет рассматривать и страх кастрации в качества эха страха рождения.

Но Фройд не признавал такие серийные представления страха, так как усматривал в них ненадёжное расширение понятия «комплекс кастрации». Фройд постоянно подчёркивал тезис о центральном значении эдипова комплекса. Страх кастрации, существующий у мальчиков, связан ещё и с эдипальным желанием кастрировать отца, ведь такое агрессивное желание вызывает у ребёнка страх возмездия. Если комплекс кастрации мальчиков неплохо описан и теория мужского комплекса кастрации кажется понятной, то относительно комплекса кастрации девочек ещё далеко до полного согласия. Женский комплекс кастрации, как и женский эдипов комплекс, в конце концов связан со сменой объекта, первый объект любви (мать) замещается отцом, мужским сексуальным объектом.

 

Copyright © 2003 Harald Leupold-Löwenthal, Николаев Виктор И. и Людмила Ф. Бугаёва. All rights reserved.

Сайт создан в системе uCoz